Почему люди поют
Религиозная аддикция
Мне как школьному психологу приходится сталкиваться в море школьных проблем с самыми разными людьми. Обращаются учителя, приходят с вопросами родители, подростки ищут выхода из своих жизненных тупиков. Каждый случай уникален, но всегда стремлюсь подойти вместе с пришедшим ко мне взрослым или ребенком к осмыслению происходящего с ним. Обычно человек на основании своего опыта сам способен найти конструктивный выход из создавшегося положения, когда ситуация проясняется после ее всестороннего обсуждения.
Однако в последнее время пришлось столкнуться с трудностями совершенно специфического характера. Учитель замечает изменения в поведении ученика. Тот становится замкнутым, перестает принимать участие в общественной жизни. Его повседневное состояние можно охарактеризовать как отстраненность, погруженность в себя. При расспросах отмалчивается либо уходит от прямых ответов. Все это не может ни насторожить внимательного педагога. Естественно в такой ситуации обратиться к родителям. И вот здесь начинается самое удивительное. Родители уверяют, что все в порядке. Да, их ребенок изменился, да, он не посещает школьные праздники, да, почти не общается с одноклассниками. "И хорошо! Ему хватает другого общения," - отвечают они, - "Среди своих. Мы посещаем с ним собрания организации Свидетелей Иеговы."
"Когда люди поют?", - задает вопрос героиня популярного фильма "Ирония судьбы". И сама же на него отвечает: "Когда они счастливы!". Эти кадры из кинокартины пришли мне в голову, когда я стояла среди поющих людей в большом зале кинотеатра. Взрослые и детские голоса сливались воедино, вознося хвалу Господу, а я ощущала себя здесь неуютно, так как не была частью этого хора, не могла разделить их единства, более того, мне было отчего-то неловко за себя и за них. Я находилась на собрании организации "Свидетели Иеговы" и в который раз задавала себе вопрос: "Из-за чего они счастливы здесь? Что дают им эти собрания? Зачем и почему они сюда ходят сами и приводят своих детей"?
Спрашиваю об этом молодую женщину, сидящую рядом. Она все время пытается утихомирить и призвать к порядку полуторагодовалого шалуна, упрямо желающего заняться чем-то более активным, чем сидение в течение 2 часов у мамы на коленях. Оказывается, маленький человечек посещает собрания уже год, мама надеется, что, слыша постоянно слова "Иисус", "Иегова", он впоследствии лучше воспримет учение Библии. Женщина ведет себя очень дружелюбно, стремится познакомиться, делится литературой и песенником. Приглашает приходить еще.
В зале идет изучение статьи из журнала "Сторожевая башня". Тема - почему и как нужно приглашать в организацию новых членов. Процедура такова: зачитывается абзац текста, затем задается вопрос аудитории. Вопросы напечатаны тут же, в журнале, ниже текста, никакой самодеятельности. В зале поднимаются руки желающих отвечать. Человек с микрофоном подходит к указанному ведущим "брату" или "сестре", следует короткий ответ, часто - просто повторяется строчка из этого же абзаца. Отвечающий всегда только один, дискуссия не предусмотрена регламентом. Текст зачитывается дальше. Все чинно, благородно.
Следующим номером программы предусмотрена лекция - проповедь. "Старейшина" лет двадцати пяти говорит о дружбе, верности, семье и любви. Интонации голоса очень убедительны, слова красивы и правильны, но сводится все почему-то к тому, что друзей и любимых члены организации должны выбирать только здесь, в стенах организации. Общение вне этих стен возможно, но не абы о чем, а о приглашении "чужих" на собрание, изучение Библии, другие же темы разговоров - пагубны, греховны. Общий девиз выступления - те, кто не с нами, те против нас до тех пор, пока не будут с нами.
Собрание закончилось, люди потянулись к выходу. Они знакомы друг с другом, улыбаются, беседуют, расходиться не спешат. Много бабушек-пенсионерок, мамы с маленькими детьми. Многие малыши за время собрания уснули, теперь просыпаются и бодро бегают вокруг, радуются свободе и ласковому осеннему солнышку. Мужчин поменьше, чем женщин, но есть. В основном вместе с семействами. Приводят мамы и детей постарше, лет до 12. Подростков не видно, слишком активный и независимый народ. Зато люди околодвадцатилетнего возраста наблюдаются, серьезные, сосредоточенные, больше в одиночку. Эти уходят сразу, не задерживаясь, будто немного стесняются себя и окружения.
Я сижу на лавочке перед кинотеатром. Ко мне подходит пара веселых бабушек, интересуются, зачем я здесь сижу, была ли на собрании. Разговорились. На вопрос: "Что дают им эти встречи?", - отвечают, что, изучая Библию, борются со своими недостатками, учатся их замечать. Семьи, дети не особенно одобряют их увлечения, но они все равно ходят и стараются, если появляется такая возможность, водить внуков. Уверяют меня, что детям эти собрания приносят пользу. Ребята, приходящие сюда с родителями, по их словам, серьезнее, чем сверстники, так как ответственны не перед людьми, а перед Богом. Они вежливы, исполнительны, спокойны и общительны. "Не нацепят короткие юбки!", - строго глядя на проходящую мимо стайку подростков, добавляет одна из Свидетельниц. Да, они не смотрят мультфильмы и не отмечают со своими одноклассниками праздники (организация вообще не рекомендует отмечать праздники, так как по мнению Свидетелей Иеговы, в Библии о них ничего не говорится, а целью провозглашается - жить целиком по Библии). А общения им вполне хватает в собрании, здесь у них свой коллектив. Специальных занятий с ними не проводится, они посещают общие. "Да они и живут недалеко друг от друга", - говорит мне одна из пожилых женщин. Оказывается, собрания построены не случайным образом, а по территориальному признаку, одни районы приходят с утра, другие - после обеда, это строго. Почему? Такой порядок. Улыбаются, приглашают приходить в следующее воскресенье, интересуются, дали ли мне уже журнал "Сторожевая Башня" для изучения.
Постепенно площадь перед кинотеатром пустеет. Те, кто приходили на утреннее собрание, пошли по своим делам, с остальными началась послеобеденная встреча.
Стрессы - естественная составляющая нашей жизни. Неурядицы и проблемы возникают на пути каждого, требуя мобилизации сил и волевого напряжения. Люди разного психического склада по-разному воспринимают травмирующие ситуации и по-разному на них реагируют. Одни готовы противостоять превратностям судьбы, брать на себя ответственность за происходящее и принимать решения, а другие с трудом переносят даже кратковременные и незначительные колебания настроения и психофизического тонуса. Именно у них и происходит формирование аддиктивных зависимостей как формы защитной реакции.
Стремясь уйти от суровой реальности, оказываясь по разным причинам не в состоянии с ней бороться, они пытаются искусственным путем изменить свое напряженное психическое состояние. Изменения эти могут происходить через прием некоторых веществ или постоянную фиксацию внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности). Это дает им иллюзию безопасности, восстановления равновесия. Потеря возможности удовлетворения сформированной аддиктивной потребности вызывает вторичное, не связанное с первичной проблемой ощущение психологического дискомфорта. Подобный способ борьбы с реальностью закрепляется в поведении человека и становится устойчивой стратегией взаимодействия с действительностью. Привлекает он к себе тем, что представляет собой путь наименьшего сопротивления. Создается субъективное впечатление, что, таким образом, можно не думать о своих проблемах, забыть о тревогах, уйти от трудных ситуаций, используя разные варианты аддиктивной реализации.
А вариантов немало. Описано множество видов зависимостей, в сети которых попадает современный человек. К аддиктивным агентам относят вещества, изменяющие психическое состояния: алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, токсические вещества. Искусственное изменение настроения вызывает также и особая вовлеченность в какие-то виды активности: азартные игры, компьютер, секс, работу. К этому списку можно смело причислить длительное прослушивание ритмичной музыки или просмотр телесериалов, навязчивое желание похудеть, все время поглощать пищу или хотя бы жевать, необходимость постоянно что-то покупать в магазинах, копить или тратить деньги, и многое другое. Все это доставляет субъективно положительные эмоциональные ощущения. Грань между увлечением и патологией провести просто: достаточно на некоторое время лишить человека любимого занятия. Если наблюдается синдром отмены ("ломка"), то налицо зависимость.
Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что способ аддиктивной реализации из средства снятия психического напряжения постепенно превращается в цель. Отвлечение от сомнений и переживаний в трудных ситуациях периодически необходимо всем. Большинство людей находит для этого целую гамму способов: удовольствие общения с другими людьми, празднование знаменательных дат, веселое застолье, любимое дело, спорт, чтение, религия, увлечения и хобби и т.д. Но в случае аддиктивной зависимости один из способов релаксации становится относительно постоянным, ему уделяется все больше внимания, он превращается в стиль жизни. Человек, вместо того, чтобы реально направить усилия на решение проблемы, оказывается в ловушке постоянного ухода от реальной действительности. Для аддикта (человека, попавшего под влияние аддикции) теряют привлекательность всякие другие виды активности, не связанные с реализацией зависимости, пустыми словами становятся дружба, любовь, сочувствие. Аддиктивная деятельность поглощает все силы, энергию, эмоции и время. Только она занимает мысли, только она определяет стремления, только ею мотивируются поступки. Желая утвердиться в своем существовании и в своей ценности, аддикт не ищет точку опоры в других людях или в себе. Поиск точки опоры не выходит за границы аддиктивной реализации.
Таким образом, аддикт перестает обогащать свой жизненный опыт. Возникают взаимные трудности в процессе совместной деятельности аддикта с другими людьми. Наряду с дисфункциональными процессами в общении, нарушаются, искажаются и теряют ценность личностно значимые механизмы эмпатии, рефлексии.
Так формируется зависимость от приема алкоголя - алкогольная аддикция, от приема пищи - пищевая аддикция, от приема наркотических веществ - наркоманическая аддикция, от азартных игр - игровая аддикция и т.д.
Критериями, которые используются в определении любого типа зависимости, считаются:
-
пренебрежение важными вещами в жизни из-за этого (аддиктивного) поведения,
-
разрушение отношений аддикта со значимыми людьми,
-
раздражение или разочарование значимых для аддикта людей,
-
скрытность или раздражительность, когда люди критикуют это поведение,
-
чувство вины или беспокойства относительно этого поведения,
-
безуспешные попытки сокращать это поведение,
-
"Синдром отказа" - психомоторное возбуждение; тревога, другие негативные психофизиологические состояния, возникающие в случае невозможности аддиктивной реализации, исчезающие в случае удовлетворения аддиктивной потребности.
Итак, механизм формирования аддиктивной зависимости сводится к следующему. В ответ на жизненные проблемы у людей с низкой переносимостью фрустрации возникает защитная реакция ухода от реальности в виде фиксации в поведении одного из способов снятия психического напряжения. Затем происходит постепенное закрепление этого способа псевдорешения проблем как стиля жизни, определяющего ее содержание. Способствует закреплению яркая субъективно положительная эмоциональная окраска действия аддиктивного агента. Последней стадией такого закрепления становится собственно аддиктиивная зависимость, полностью подчиняющая себе человека, лишающая личность возможности самореализации в обществе.
Значит, для того, чтобы сформировать у человека аддиктивную зависимость от какой-либо деятельности, необходимо:
-
Найти человека, испытывающего психологический дискомфорт, который может быть нарушен по разным причинам, как внутренним, так и внешним.
-
Затем предложить ему способ решения его проблем, пусть даже иллюзорный, путем этой деятельности, что обеспечит временное снятие напряжения.
-
Позаботиться о том, чтобы это происходило в сопровождении ярких положительных эмоций.
-
Кроме этого, нужно лишить его возможности, хотя бы временно, снимать психическое напряжение каким-либо другим способом.
Именно на эти поиски как на основное дело жизни, и настраивают своих членов руководители организации. Провозглашаемая цель - "спасти" мир и человека и вывести их на "верную дорогу" - убеждает верующих в правильности и праведности его действий. Названия статей, изучаемых на собраниях, говорят сами за себя: "Делай свой успех очевидным" (для окружающих), "Жните усердно", "Жните с радостью" (под жатвой понимается привлечение новичков) и др. Следуя призывам старейшин, этого нужно добиваться немедленно, повсеместно и всеми силами.
Большинство фотографий в журналах демонстрируют, как хорошо одетые, улыбающиеся люди распространяют "Идеи Библии", привлекая новых членов организации. Попадая в непривычную для себя ситуацию, когда ему нужно будет навязывать себя незнакомым людям, приглашая их на собрания, служитель Иеговы сможет найти опору именно в этих иллюстрациях, невольно идентифицируясь с изображенными на них привлекательными персонажами.
Цитата из журнала: "Даже в этом беспокойном мире можно достичь счастья благодаря библейскому познанию о Боге, его царстве и его замечательном намерении относительно человечества. Если вы желаете получить больше информации или хотели бы, чтобы с вами проводилось бесплатное изучение Библии на дому, пожалуйста, пишите Свидетелям Иеговы по одному из адресов, указанных на странице 2" ("Сторожевая Башня" от 15 июля 2001г). Вот вам и решение всех ваших проблем!
Подчеркнутая респектабельность, уверенность в себе, "преуспевающий вид" старейшин, как образцов для подражания, рассеивает закрадывающиеся сомнения. Играет роль и их молодость - "если они так скоро смогли достичь успеха и счастья, то почему бы и мне не попробовать".
Созданию атмосферы дружественной поддержки, радушия, общности придается большое значение. Человека, пришедшего на собрание, заставляют почувствовать себя частью группы, которую он разделяет. Этому способствует также и хоровое пение, и выделенный час между собраниями групп, в течение которого старейшина предлагает членам организации пообщаться между собой и "пригласить друг друга в гости". Ведущие собрания, безусловно, представляют собой образец искренности, участия, жизнеспособности при безусловном принятии идей культа. В подражание им так же активно-участливо ведут себя и другие члены собрания. Мощными социальными подкреплениями выступают демонстрируемые улыбки, постоянно высказываемые одобрения пришедшим, видимая любовь, что не соответствует в повседневной жизни нашему менталитету, и, поэтому, вызывает особенно сильное действие - "нигде меня так не любят, как здесь".
Возможность релаксации каким-либо другим образом пресекается строго, хотя это и не провозглашается впрямую. Фактически членам организации запрещается - не одобряется, объявляется греховным, - многое. Например, праздновать какие-то праздники. Близко общаться, дружить с людьми, не состоящими в организации, подбирать себе партнера по браку вне круга лиц, посещающих собрания достаточно долго. Употреблять спиртные напитки, какие бы то ни было и в любом количестве. Просто разговаривать с не посещающими встречи на темы, не относящиеся к миссионерству. А также смотреть телевизор, слушать музыку, читать прессу и вообще книги кроме Библии и рекомендуемых в организации. Жизнь верующих организована таким образом, что на любые другие занятия у них просто не остается времени. Ведь кроме посещений собраний они обязаны регулярно распространять журналы, приглашать на собрания новичков, проповедуя им на улицах и по домам. Кроме этого, нужно ходить к новым членам организации в гости, изучать с ними в индивидуальном порядке, якобы, Библию, а на самом деле предложенную руководителями книгу, где она в директивном порядке трактуется в виде ответов на там же заданные вопросы. Причем деятельность на благо организации контролируется самими же ее членами - они должны заниматься всеми этими делами в парах, состав которых постоянно меняется.
Через некоторое время возникшая зависимость сама потребует возобновления данной деятельности, уже безотносительно наличия реальной проблемы. Нарушение психического комфорта теперь будет происходить только в результате ограничения возможности участвовать в этой деятельности. Чем, естественно, можно воспользоваться. А для каких целей - это уже совсем другая история.
Мне же хотелось бы еще раз подчеркнуть причину, которая заставила меня, школьного психолога, обратить внимание на эту тему, которая прямо не связана с моими функциональными обязанностями.
Родители начинают водить детей в собрания чуть ни с младенчества. Чем младше ребенок. Тем он более пластичен, внушаем и беззащитен.
В Поволжский деревнях в начале прошлого века существовал обычай поить младенцем отваром мака. Об этом мне поведала одна знакомая пожилая женщина. На мой вопрос: "Зачем?" она ответила - "Так спят же!". Да, такие дети не доставляли хлопот взрослым, спали дни напролет. Но, по словам той же женщины, все беды в том краю происходят "от того, что пьют все очень, как мужики, так и бабы".
Может быть, действительно, дети, посещающие собрания, в связи с внушенной им ответственностью перед Богом, и меньше беспокоят своих родителей какое-то время. Но не слишком ли дорога цена за это? Ребята не имеют возможности участвовать в школьных внеучебных мероприятиях, не приобретая навыков совместного общения. Они не научаются "отделят зерна от плевел", огражденные от всех достижений культуры: литературы, кино, музыки, телевидения. Они с детства воспринимают нетерпимое отношение к окружающим, выражающееся словом: "Чужие!", а значит, исходя из проповедей старейшин, грязные, греховные, не достойные близкого общения.
И самое страшное: в ребенке руками самого близкого человека - мамы - формируется зависимость подобная наркоманической. И ни школа, ни какая-то другая организация не способны реально обеспечить его защищенность от этого воздействия.